фoтo: Aлeксeй Мeринoв
Для срaвнeния: в 2016 гoду зa aнaлoгичный пeриoд нaйдeнo 35% тaкoй вoдки. Всe бы и xoрoшo, в лeгaльныx мaгaзинax рoссиянe нe приoбрeтaют нелегальный алкоголь. Но вернусь к нумерологии. Не всегда число 7 ассоциировалась с чем-то благим, например, всем известны семь смертных пороков. Вот и в случае со впечатляющими данными РАР не все так гладко. Регулятор оценил процент нелегальной «горькой», найденной в легальной рознице. Существует и другой, незаконный рынок сбыта, где только за 2016 год было продано около 300 млн литров незаконной водки. Что касается общего объема этого подпольного базара, то о нем остается только гадать.
Пятикратное сокращение объема нелегальной водки в России стало возможным исключительно благодаря внедрению ЕГАИС — государственной системы учета производства и оборота алкоголя. До 1 июля 2016 года в легальной рознице реализовывался в том числе нелегальный алкоголь: подделка под известные товарные знаки, водка «АБВГДейка», с которой не уплачен акциз, и прочее, прочее. Сегодня, через ЕГАИС такую продукцию реализовать, к счастью, не получится. Проводя через кассу супермаркета очередной «пузырь», кассир сначала сканирует обычный штрихкод товара, а после того, как машина идентифицирует товар как алкоголь, продавец сканирует штрихкод с марки товара. Если она поддельная, кассовый аппарат не пробьет товар.
Тут возникает вопрос: 7% чего удалось выявить РАР? Чиновники этого ведомства не просто так ходят по случайным легальным магазинам, а только по тем, на которые «настучали» о продаже нелегальной водки. «Такие проверки выявили 7% нелегальной водки в легальной рознице. Но эта водка продавалась из-под полы, в два раза дешевле легальной и не через кассу, — отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
В легальной рознице, которую контролирует РАР, нелегального товара практически не стало благодаря внедрению ЕГАИС и контрольным мероприятиям — это факт. Спасибо нашим законотворцам. Как оказалось, не все их инициативы стоит рубить на корню. По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, сейчас доля «левого» алкоголя в легальной рознице стремится к нулю. «Самое лучшее тому свидетельство — рост легального производства при сохранении розничных объемов продаж. С января по июль объем производства водки вырос практически на 20% по сравнению с прошлым годом. Соответственно, выросли акцизные платежи в бюджет», — резюмировал эксперт.
Решение власти привело к положительным результатам, но не искоренило проблему. А заключается она в том, что РАР оценивал только легальный алкогольный рынок, но есть еще и нелегальный. Как раз о ситуации на нем говорил минувшей зимой на Гайдаровском форуме глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По имеющимся у его ведомства данным, доля нелегально произведенной продукции на российском рынке алкоголя составляет 50%.
В эту нелегальную группу входят, например, суррогаты медицинско-бытового назначения: печально знаменитый боярышник и другие настойки, которые реализуются через аптеки, а также размораживатели для автомобильных замков, продающиеся через сельхозмагазины, и другой «зеленый» суррогат. После внедрения ЕГАИС весь нелегальный алкоголь активно ушел в кустарное производство: ангары, склады. «Реализуются такие товары по альтернативной товаропроводящей цепи, не смешиваясь с легальным товаром, — сообщил Добров. — В этой цепи есть нелегальный производитель со своей системой доставки либо со связями с неким нелегальным оптовиком, через которые товар попадает в розничные точки, которые не имеют лицензии, или продается в селах «с колес».
Система ЕГАИС выкинула 350 млн литров в год нелегальной водки в никуда из легальной розницы. Второй год граждане России спокойно могут зайти в любой легальный магазин, купить продукцию и быть уверенными в том, что она если не на 100%, то хотя бы на 93% легальная. К слову, производство и продажа легальной водки выросли на 28%. Но с учетом увеличения минимальной стоимости на легальное горячительное большой части населения России недоступен качественный продукт, а посему им приходится идти за «зеленым змием» на теневой рынок. Контролеры из Росалкогольрегулирования туда пока не добрались.