Закон о госконтроле изменили за полмесяца до вступления в силу

marketing.lasers@ya.ru / Depositphotos.com

Нoвый Зaкoн o гoскoнтрoлe в РФ (вступaeт в силу с июля этoгo гoдa) пoдвeргся прaвкaм, причeм дaлeкo нe кoсмeтичeским (Фeдeрaльный зaкoн oт 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ “O внeсeнии измeнeний в oтдeльныe зaкoнoдaтeльныe aкты Рoссийскoй Фeдeрaции в связи с принятиeм Фeдeрaльнoгo зaкoнa “O гoсудaрствeннoм кoнтрoлe (нaдзoрe) и муниципaльнoм кoнтрoлe в Рoссийскoй Фeдeрaции”). В чaстнoсти:

  • кoнтрoльную зaкупку   рaзрeшeнo   прoвoдить бeз видeoзaписи и бeз пoнятыx, eсли прoвoдят ee срaзу двa инспeктoрa. Крoмe тoгo,   рaзрeшeны   внeзaпныe кoнтрoльныe зaкупки бeз рeшeния o прoвeдeнии зaкупки, eсли инспeктoр, прoвoдя выeзднoe oбслeдoвaниe (oнo вooбщe   прoвoдится   бeз рeшeния) выявит признaки нaрушeний oбязaтeльныx трeбoвaний. Тaким oбрaзoм нe исключeны ситуaции, кoгдa кoнтрoльнaя закупка – без решения о ее проведении, без понятых, без видеозаписи, без отражения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (потому что обследование в реестр можно   не вносить, а закупку можно внести позже, не говоря о том, что согласно   правилам   внесения сведения в реестр КНМ, информация о ней может быть “видна” только на следующий день после окончания закупки), – проведена и даже является законной;
  • о внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ), которые проводятся в связи с угрозой причинения вреда, проверяемое лицо можно   не предупреждать;
  • акт по итогам выборочного контроля   составляется   не в течение суток после получения результатов экспертизы, обследования, исследования образцов (так предусматривалось ранее), а   в течение 15 рабочих дней после получения результатов;
  • срок проведения рейдового осмотра   увеличен   до 2-х недель (10 рабочих дней), правда, “внутри” рейдового осмотра инспекторы не вправе взаимодействовать с каждым из проверяемых лиц дольше одного рабочего дня;
  • для мониторинга безопасности   будут использовать   не только сведения из различных ГИС, но и: любые сведения из сети “Интернет”, любые общедоступные данные, данные, полученные с автоматических фото- и видеокамер, а также   данные,   получаемые   с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования   Земли. По итогам мониторинга безопасности инспектор   вправе   будет выдать не только предостережение, но и – сразу –   предписание   (если это разрешено законом о виде контроля);
  • мониторинг   безопасности и выездное   обследование   (то самое, которое   может   внезапно перетечь в контрольную закупку) могут проводиться любыми надзорными органами, и об этом   не стоит   даже упоминать в положении о виде контроля;
  • во время выездного обследования (в первоначальной редакции закона оно предполагало простую “визуальную оценку”)   можно   проводить целых 5 надзорных действий:   осмотр, отбор проб, инструментальное обследование   (но строго под видео),   испытание   и даже   экспертизу. Напомним, обследование могут провести инспекторы абсолютно всех “надзорных”   профилей   вне связи с текстом положения о “своем” виде контроля,   без решения   о проведении и без предварительного   отражения   в реестре КНМ, и всегда –   тайно. Правда, по его итогам   нельзя   выдать предписание и нельзя остановить деятельность проверяемого лица;
  • разрешается   устанавливать   (в положениях о виде надзора) такие случаи, когда “в обмен” на исполнение предписания против проверяемого лица не возбуждается дело об административном правонарушении;
  • извещать проверяемых лиц (кроме граждан-не ИП) о чем-либо “посредством средств связи” больше (с 2024 года, если   не будет   отдельно установлено иное)   не собираются   – весь обмен информацией исключительно через реестр КНМ и ЛК на портале госуслуг/региональном портале госуслуг. Если проверяемый не идентифицирован в ЕСИА, то его   будут   информировать по тому E-mail, который был представлен надзорному органу или указан при госрегистрации ЮЛ, ИП. Гражданину-не ИП документы   отправят   на бумажном носителе, но только в двух случаях, – если он сам об этом попросил, или у него нет профиля на портале госуслуг;
  • проверочные листы больше не общеобязательны – они   применяются   только там, где укажет Правительство РФ, и то – лишь с   марта 2022 года   (ранее   предусматривалось   их обязательное   применение   при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки);
  • уточнены   основания для выдачи предостережения – при этом обязательные правила могут быть уже нарушены, однако   нет подтвержденных данных   о вреде, причиненном этим нарушением, либо угрозе вреда;
  • введено   дополнительное основание для проведения внеплановых проверки/ инспекционного визита, – по заявлению самого проверяемого, если ранее в рамках процедур подтверждения соответствия у него обнаружили нарушения, и оно само их исправило;
  • отменено   досудебное обжалование решения об отнесении объектов контроля к категориям риска и включении их в план проведения плановых КНМ;
  • заметно смягчены требования к СРО, чьи “внутренние” результаты контроля за своими членами признаются госорганами и полностью   отменяют   проверки, – новая редакция Закона о госконтроле фактически   передала   на откуп отраслевиков все критерии отбора таких СРО;
  • из-под действия Закона о госконтроле выведены   контроль   в сферах технического “шпионажа”, безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры и техзащиты информации,   контроль   госконтрактов на НИОКР;   лесная охрана, а   также   санитарный, пожарный, энергетический, строительный и некоторые иные виды надзора, если они осуществляются на оборонных и прочих “силовых” объектах;
  • контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с ТКО, напротив,   будет   подчиняться требованиям Закона о госконтроле;
  • установлено, что разъяснения по вопросам применения Закона о госконтроле   должен давать   тот федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в соответствующей области госконтроля;
  • в перечень объектов контроля   добавлены   компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, в том числе не находящиеся в чьем-либо владении / пользовании;
  • введен   новый режим госконтроля – постоянный рейд.

Кроме этого, в текст закона внесены менее концептуальные правки – всего коррекции подверглись почти 50 статей Закона о госконтроле из 98.

Источник: garant.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.