ВС РФ: необоснованный отказ заказчика от проведения конкурентных процедур противоречит принципам Закона № 223-ФЗ

minervastock / Depositphotos.com

Oбрaзoвaтeльнoe учрeждeниe в свoeм пoлoжeнии o зaкупкe прeдусмoтрeлo прaвo oсущeствлять зaкупку у eдинствeннoгo пoстaвщикa в тoм числe в случae oкaзaния услуг пo oргaнизaции питaния oбучaющиxся. Oбщeствo, пoлaгaя, чтo oнo нeзaкoннo лишeнo вoзмoжнoсти прeдлoжить учрeждeнию свoи услуги пo oргaнизaции питaния в рамках конкурентной процедуры закупки, обратилось в суд с требованием о признании недействительным указанного пункта положения.

Арбитражный суд отказал обществу в удовлетворении иска. Суды апелляционной и кассационной инстанций также не нашли оснований для удовлетворения требований истца. При этом они исходили из того, что учреждение наделено правом самостоятельно определять способы закупки, а включение в положение заказчика случаев закупки у единственного поставщика не противоречит Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Вместе с тем ВС РФ не согласился с позицией нижестоящих судов (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 16.09.2021 г. №   306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020). В частности, Суд отметил, что право заказчика самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки должно реализовываться с учетом закрепленных в Законе № 223-ФЗ целей правового регулирования. Избрание заказчиком способа закупки, который влечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. При этом для целей экономической эффективности закупка у единственного поставщика целесообразна в случае, если соответствующие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, в случае ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

Также судьи подчеркнули, что определяя случаи неприменения конкурентных процедур, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что проведение торгов либо является неэффективным, либо в значительной степени лишает заказчика того результата, которого он намеревается достичь. В ином случае выбор данного способа определения контрагента представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок.

Таким образом, сделали вывод судьи, в приведенной ситуации заказчик незаконно ограничил доступ к участию на конкурентной основе в соответствующей закупке предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания. В связи с этим соответствующий пункт положения о закупке образовательного учреждения был признан недействительным.

Источник: garant.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.