Вaлeрий Тимoшeнкo
janon kas / Shutterstock.com
Пoвысить дo 5 тыс. руб. рaзмeр сумм штрaфoв зa прaвoнaрушeния, прeдусмoтрeнныe ст. 12.37 КoAП, предлагает депутат Госдумы Сергей Вострецов. Причем предполагается усиление ответственности как за управление транспортным средством с нарушением условий полиса обязательного страхования гражданской ответственности, так и за неисполнение автовладельцем обязанности по приобретению полиса ОСАГО. То есть увеличиться с 500 руб. до 5 тыс. руб. и с 800 руб. до 5 тыс. руб. соответственно могут размеры штрафов, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Необходимость внесения в законодательство предложенных изменений1 автор инициативы объясняет низкой эффективностью действующих санкций. И в первую очередь это объясняется несоразмерностью стоимости полиса ОСАГО, которая в 2017 году в среднем составляла 5,8 тыс. руб., и размера штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Более того, возможность уплатить штраф за правонарушения в области дорожного движения с 50%-й скидкой в течение первых 20 дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа, предусмотренная ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, позволяет правонарушителю и вовсе уплатить только половину суммы штрафа. То есть действующие нормы КоАП РФ недостаточно стимулируют автовладельцев исполнять обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Какие замечания вправе внести водитель в схему ДТП, составленную инспектором ГИБДД? Узнайте из материала «Фиксация доказательств на месте ДТП» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
При этом в случае ДТП добросовестный водитель не имеет возможности отремонтировать поврежденный автомобиль за счет страховщика виновника аварии, так как у последнего отсутствует полис ОСАГО. Защитить свои права в таком случае можно только в суде. Сергей Вострецов полагает, что с усилением ответственности автовладельцам будет выгоднее приобрести полис ОСАГО, чем уплачивать высокие штрафы, и это устранит соблазн не исполнять действующее законодательство.
Отметим, что в настоящее время обсуждается инициатива РСА о проведении либерализации тарифов ОСАГО – постепенной отмены фиксированных значений ряда коэффициентов по ОСАГО, устанавливаемых Банком России, которая может начаться уже с 1 июля 2018 года. В частности, предполагается, что страховщики будут учитывать не только характеристики автомобиля, цели его использования и вид собственника, но и манеру вождения водителя.