«}));
—>
Нынешний экономический спад в России будет иметь серьезные последствия, и в будущем это приведет к значительным изменениям в потребительских и бизнес-среда, по данным исследования компании PwC.
Кризисная ситуация в экономике признают, потребители смирились с этим фактом в исследовании компании PwC «затяжной спад в экономике. Что потребители и бизнес в России?». 86% потребителей высказали мнение, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% респондентов заявили, что кризис повлиял на них лично.
В то время как ожидания потребителей о выходе из кризиса стало более негативным. Большинство респондентов считают, что кризис закончится не раньше чем к началу 2019 года. В этой связи, поведение потребителей существенно меняется.
«Несмотря на то, что снижение ВВП было гораздо менее значительным, чем годом ранее, реакция потребителей была значительно более негативным, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и понизить уверенность в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. В этом случае желание населения экономно тратить деньги, видимо, стала устойчивой привычкой, которая изменит потребительской среде на многие годы вперед», — заявил партнер PwC в России, Мартин Питерс.
Инфляционные ожидания и инфляция в России
Исследование показало, что за последний год стали все больше и больше потребителей прибегают к стратегии экономии. Они стали покупать меньше, чтобы совершать покупки на акции, выбирайте товары собственных торговых марок магазинов дешевле и товары, и покупать в более дешевых магазинах.
«Это оказывает существенное влияние на предприятия сектора розничной торговли и потребительских товаров, но также могут оказать влияние на темпы восстановления экономики в целом», — говорит Мартина Питерс.
84% опрошенных сообщили, что они начали принимать меры, чтобы сократить свои расходы. 36% участников опроса заявили, что теперь они могут себе позволить «гораздо меньше» товаров и услуг. 52% респондентов стали меньше покупать или стали выбирать более дешевые товары и продукты.
Существенно изменили отношение людей к покупкам в кредит. Большинство респондентов (88%) не планируют брать кредиты в ближайшие 12 месяцев.
Существует явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис отразился потребителей в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей. Потребителей в Москве, больше положительных о текущей экономической ситуации, чем люди в регионах 3.09 и 2,75 балла соответственно по шкале.
В то же время, роль бренда даже в нынешней ситуации по-прежнему очень важно, исследование показало. 65% опрошенных считают, что бренд играет большую роль в принятии решения о покупке.
Влияние на бизнес
В этом году только 45% опрошенных руководителей выразили мнение, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году эта цифра составляла 68%.
55% руководителей считают, что негативное влияние кризиса на экономику будет более существенным, чем в кризис 2009 года.
Опрос показал, что за последние 12 месяцев, выручка компании сократилась в среднем на 7% В дополнение к 10% падения в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение спроса на рынке.
В компании отметили увеличение затрат (90% респондентов, по сравнению с 77% в прошлом году зафиксировано увеличение стоимости материалов), что приводит к значительному снижению прибыли.
Все больше и больше компаний прибегают к мерам оптимизации. Первое снижение себестоимости, как и в прошлом году, на покупку (отметили 67% респондентов). Однако, в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений, таких как пересмотр всей цепочки поставок, по сравнению с краткосрочными сокращения (например, уменьшение затрат на рекламу).
«Однако в долгосрочной перспективе ожидается дальнейший переход к всеобъемлющей реорганизации бизнес-модели, которая является важнейшим критерием успеха в медленный рост экономики после выхода из кризиса», — считают эксперты компании PwC.