Нaтaлья Ключeвскaя
Room 76 / Shutterstock.com
Свoю пoзицию пo дaннoму вoпрoсу министeрствo вырaзилo в письмe Дeпaртaмeнтa нaлoгoвoй и тaмoжeннoй политики Минфина России от 23 января 2018 г. № 03-05-06-04/3188, посвященному особенностям исчисления и уплаты транспортного налога.
Подчеркивается, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. 1 и ст. 3 НК РФ).
При этом предлагаемое взимание транспортного налога исходя из показаний счетчика пробега автотранспортного средства Минфин России считает нецелесообразным. По мнению финансистов, это не только существенно усложнит администрирование данного налога, но и приведет к возникновению дополнительной нагрузки на налогоплательщиков – последним необходимо будет периодически регистрировать в налоговых органах показания счетчиков пробега. Кроме того, налогоплательщикам потребуется за свой счет оборудовать автомобили дополнительными устройствами, препятствующими несанкционированному изменению показаний счетчиков.
Помимо этого, в письме Минфин России указывает на особенности исчисления транспортного налога. В частности, отмечается, что этот налог является региональным и формирует в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Он устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 14 Налогового кодекса).
Надо ли уплачивать транспортный налог на транспортные средства, находящиеся в розыске по факту угона? С правовыми позициями судов по этому вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Финансисты напоминают, что транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования транспортного средства. При этом вопросы определения размера налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), а также установления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Регионы также могут вводить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, но и водные и воздушные транспортные средства.
Одновременно эксперты Минфина России подчеркивают, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не относится к налогам и сборам, регулируемым НК РФ. Вопросы, касающиеся установления указанной платы, относятся к компетенции Минтранса России.