КС РФ: “льготник”, отказавшийся от натуральной льготы на будущий год, не поедет в санаторий уже в текущем

studio_diva.mail.ru /   Depositphotos.com

Eсли пoлучaтeль нaбoрa сoцуслуг (нaпримeр, вeтeрaн бoeвыx дeйствий или инвaлид) пoлучaл иx в “нaтурaльнoм” видe, a зaтeм нaписaл зaявлeниe o тoм, чтo сo слeдующeгo кaлeндaрнoгo гoдa oн нe xoчeт пoлучaть сoцуслуги, a xoчeт вмeстo ниx пoлучaть eжeмeсячную дeнeжную выплaту (EДВ), – тo, увы, бeсплaтнaя путeвкa в сaнaтoрий eму ужe нe дoстaнeтся дaжe в гoд нaписaния зaявлeния (тoчнee, “зa этoт гoд”), eсли, кoнeчнo, oн нe успeл рeaлизoвaть этo прaвo дo заявления. При этом нормы закона о том, что периодом предоставления гражданам соцуслуг является календарный год, не нарушаются.

Такую правовую позицию сформулировал Конституционный Суд РФ в отказных “судейских” определениях: оба определения вынесены по практически идентичным жалобам (Определения Конституционного Суда РФ от 26 мая 2020   г. №   1103-О   и   №1102-О). Их направили в КС РФ получатели соцуслуг, в том числе и “бесплатных” путевок от ФСС в санаторий при наличии медицинских показаний. Оба “льготника” какое-то время получали свои льготы “в натуре”, а не деньгами, и рассчитывали отдохнуть в санатории по льготной путевке, полагая, что такая соцуслуга (то есть именно предоставление путевки) всегда полагается “за” такой конкретный год, в течение которого льготник не получал денежную выплату взамен “натуральных” льгот. Оба льготника в какой-то момент написали заявление о том, что со следующего года они хотят получать социальную помощь от государства “деньгами”, а не в виде набора услуг. И оба льготника, к их великому сожалению, так и не съездили в санаторий “за” тот календарный год, в котором они написали свое заявление о переходе на ЕДВ с начала следующего года.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Полагая нарушенными свои права на бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением, они – в том числе с поддержкой прокуратуры, – пытались отстоять это право в суде, но потерпели неудачу.

Комментируя данное обстоятельство, Конституционный Суд РФ отметил следующее:

  • учет права граждан на получение соцуслуг осуществляется с даты установления ЕДВ. Следовательно, право на получение соцпомощи в виде набора соцуслуг, включая предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, обусловлено установлением гражданину ЕДВ;
  • взаимосвязь ЕДВ и набора соцуслуг заключается также в том, что сумма средств, направляемая на оплату предоставления услуг (либо одной услуги или двух, если льготник отказался от остальных), удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ;
  • при этом у гражданина всегда есть выбор: получать набор соцуслуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ЕДВ;
  • однако установить гражданину ЕДВ куда проще, чем обратиться за путевкой и получить ее, ведь во втором случае гражданину нужно отказаться от получения денежной выплаты, подтвердить наличие медпоказаний к санкурлечению, а затем еще ожидать своей очереди получения путевки;
  • при этом соцуслуга в виде санаторной путевки является гораздо более финансово емкой, чем выплата ЕДВ, в том числе потому, что “кусочек” ЕДВ, не выплачиваемый получателю натуральной льготы в течение года, даже приблизительно не покроет стоимости путевки;
  • а значит, удержание части ЕДВ в качестве оплаты за оказание услуги по предоставлению санаторной путевки, по существу, предполагает своего рода софинансирование за счет удерживаемой у гражданина части ЕДВ не только предоставляемой ему путевки, но и путевок, которые предоставлялись другим льготникам, если они раньше данного гражданина обратились с заявлением о предоставлении такой социальной услуги;
  • по сложившейся практике, не все льготники, подавшие заявления о предоставлении путевки, могут быть обеспечены ею в течение календарного года, в котором из установленной им ЕДВ удерживалась сумма, направляемая на оплату предоставления данной социальной услуги. Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками, что – при соблюдении последовательности их предоставления, определяемой датой регистрации заявлений, – является справедливым;
  • и в этом случае льготнику, который сохранил статус получателя данной социальной услуги, путевка должна быть предоставлена согласно установленной очередности, в том числе за пределами календарного года, в течение которого он рассчитывал ее получить;
  • однако если гражданин отказался от получения указанной социальной услуги (“выбрал деньги”), то потерял статус получателя, а это является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение;
  • авторы же жалоб в КС РФ, фактически, настаивают на изменении порядка и объема финансового обеспечения предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам из числа льготных категорий. Однако разрешение этого вопроса, как связанного с оценкой спорных норм с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности решений законодательных и исполнительных органов, не относится к компетенции Конституционного Суда, который решает исключительно вопросы права.

Источник: garant.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.