Как норвежец Джон Фредриксен сделал состояние на рыбе и нефти

Дoля жe нeфти в экспoртныx дoxoдax стрaны упaлa с 45,2 дo 38,7%. К нaчaлу 1980-x гoдoв oбъeм дoбычи нa Экoфискe прeвышaл 400 тыс. ​Зa прoшeдшиe дeсятилeтия дoбычa нeфти и гaзa стaлa oснoвoй энeргeтики Нoрвeгии. Дeвaльвaция крoны нe спaслa oт oбвaлa нeфтянoй выручки дaжe в нaциoнaльнoй вaлютe. eжeсутoчнo, сeйчaс жe пoкaзaтeль oпустился примeрнo дo 130 тыс. Нaчaлo нeфтянoгo кризисa нaнeслo Нoрвeгии нeмaлый ущeрб. При тeкущeм курсe этo oкoлo $52 млрд и $63,6 млрд сooтвeтствeннo. Нeскoлькo лет частные транснациональные корпорации, получив от правительства лицензии, проводили разведку, после чего с 1966 года началось бурение первых скважин. Его разработкой занималась американская фирма Phillips Petroleum, которая ныне входит в корпорацию ConocoPhillips. Толчком к этому стало обнаружение большого месторождения газа у берегов Нидерландов в 1959 году. Изначально отдача от этих предприятий была скромной, и только в августе 1969 года нефтяники открыли первое крупное месторождение — нефтегазоносный район Экофиск в юго-западной части норвежского шельфа. барр. За эти полтора года норвежская крона на треть ослабела к доллару США (и впервые за много лет упала ниже шведской кроны). Залежи нефти и газа были обнаружены на принадлежащем королевству шельфе в Северном море в начале 1960-х годов. Опасные вложения По времени начало деловой карьеры Джона Фредриксена и ее стремительный взлет совпали с нефтяным бумом в его родной Норвегии.
Если раньше Фредриксен занимался в основном перевозками рыбы, то из Сингапура на родину он вернулся опытным молодым специалистом по фрахтованию танкеров. Железнодорожный бум позволял рабочей семье Фредриксенов сводить концы с концами. В 16 лет Джон нанялся курьером в местную пароходную компанию Blehr og Tenvig, которая предоставляла брокерские услуги по фрахту перевозивших рыбу судов. Но уже через год он уволился из компании, которую к тому времени выкупили британцы. Четыре года спустя Фредриксен покинул родную Норвегию: ему поступило предложение о трудоустройстве от канадского отделения норвежской компании Fjell Navigation, и молодой специалист перебрался в Монреаль. Джон Фредриксен родился в мае 1944 года в оккупированной немцами Норвегии. «Билетом на родину» для него стало предложение менеджера Оле Шрёдера из норвежской судоходной компании A.O. Его отец, Гуннар Фредриксен, работал профессиональным сварщиком в государственном концерне «Норвежские железные дороги», а мать, Йоханна Эрбек, управляла буфетом. В Канаде он задержался лишь на полгода, после чего, недовольный условиями работы, попросил перевести его в офис корпорации в Нью-Йорке. Andersen — проработав год в Нью-Йорке, Фредриксен вернулся домой. В Норвегии, однако, он задержался ненадолго — уже через два года он отправился в Сингапур на место замруководителя регионального отделения международной судоходной корпорации Wallem & Co. Норвежская нефть Джон Фредриксен еще в юности решил пойти по стопам отца в транспортную отрасль, но выбрал он не железные дороги, а море — хоть его дом и находился недалеко от центральной товарной станции Осло, за ней располагался порт. В 1946 году он вошел в состав Осло и с тех пор является одним из спальных районов норвежской столицы. Вскоре ему предложили должность брокера. Новый руководитель Джона, Торстен Фосс, предоставил ему как начинающему брокеру полную свободу действий — в частности, право получать комиссию от сделок. Во время войны немецкая армия на полную мощность использовала транспортную инфраструктуру Норвегии — советские историки подсчитали, что к концу 1943 года в стране были дислоцированы 380 тыс. За несколько месяцев Фредриксен освоился на этом совершенно незнакомом для себя рынке и к 25 годам уже возглавлял сингапурское отделение Wallem & Co. Такой подход со стороны своего непосредственного начальства развязывал руки молодому бизнесмену, но при этом Фредриксен оказался погруженным в бизнес практически без поддержки и стал подыскивать себе другую работу.
С тех пор бизнесмен предпочитает работать в политически нестабильной обстановке: чем выше ставки, тем выше и прибыль. Неприязнь к норвежским властям, запутанное законодательство и высокие налоги привели в итоге к тому, что Фредриксен в 2006 году отказался от норвежского паспорта, получив гражданство Кипра. Другая неприятность, постигшая Фредриксена, — авария его танкера Sea Empress у берегов Британии в феврале 1996 года. К этому времени он уже два года интересовался другим бизнесом — добычей нефти с морского шельфа, но к настоящим инвестициям в добывающую отрасль он пришел лишь десять лет спустя. Первый такой проект провалился: нагруженный цементом корабль вынужденно простаивал в нигерийском порту Лагос, пока арендная плата опустошала резервы Фредриксена. Так и не покинув судоходный бизнес, в 2005 году Фредриксен основал компанию Seadrill. Так, в 1986 году он был арестован по обвинению в мошенничестве и провел четыре месяца в тюрьме. Судно принадлежало другой компании, Oriental Ocean Shipping, и ходило под флагом Либерии, но Фредриксен публично признал себя конечным владельцем танкера и даже подумывал о том, чтобы завершить карьеру судовладельца. Ему были предъявлены обвинения в мошенничестве, а также в создании угрозы жизни членов экипажа — ведь вместо бункерного топлива использовалась сырая нефть. Используя свои знания в отрасли, связи в арабском мире и накопленные средства, он брал неиспользуемые танкеры в долгосрочную аренду, впоследствии выкупая их. Еще через несколько лет бизнесмен воспользовался ирано-иракской войной. В 1979 году обрушение добычи в Иране (а затем и в Саудовской Аравии) привело к очередному скачку цен. Теперь же рынок сам возвращает Фредриксена к тому, с чего он начинал полвека назад, — к рыботорговле. Сам бизнесмен до сих пор категорически отвергает обвинения, хотя ему и пришлось 30 лет назад пойти на мировое соглашение. Норвежская прокуратура обвинила Фредриксена и нескольких руководителей его компании в том, что с их ведома экипажи фактически крали перевозившуюся ими нефть, используя ее в качестве топлива для своих кораблей. Путем слияний и поглощений он создал из нее один из крупнейших в отрасли концернов с ежегодным оборотом свыше $5 млрд. Судно отклонилось от курса, и его выбросило на скалы, в море попали около 73 тыс. т североморской нефти. В Сингапуре Фредриксен познакомился с рисковыми деловыми решениями, которые вряд ли пришли ему в голову, оставайся он в Норвегии. Ненадолго нефтяные цены стабилизировались, что позволило Фредриксену собрать собственный флот в относительно мирных условиях. Георгий Макаренко
На этой новости акции Seadrill на бирже в Осло взлетели на 8%, до 15,2 кроны за бумагу (около $1,75). Через цепочку холдингов Фредриксен обладает примерно равными долями в Seadrill и Marine Harvest — 23 и 26% соответственно. По счетчику «реального времени» журнала Forbes состояние Фредриксена на конец февраля составляет $8,7 млрд. Bloomberg щедрее: на 25 февраля агентство оценивало его состояние в $10,4 млрд. Ведь за последние полтора года его богатство сократилось на 40%, при этом стоимость его вложений в рыбное хозяйство выросла наполовину».  Бизнесмен норвежского происхождения Джон Фредриксен начинал как судовладелец, а в итоге сколотил состояние на всем, что может подарить море: от рыбы до шельфовой нефти. Всего Фредриксену принадлежит пять инвестиционных фондов, управляющих долями в 16 компаниях: помимо рыбного промысла и бурения на шельфе они занимаются судоходством, логистикой нефтедобычи и прочими нефтесервисными услугами. Поскольку основную деятельность бизнесмен ведет в нефтяной отрасли, с падением цен на сырье летом 2014 года размер его состояния упал почти вдвое. Осло — Нью-Йорк — Сингапур Особняком стоит нефтетрейдер Arcadia Petroleum, принадлежащий лично Фредриксену. Правда, за последние два года котировки Seadrill упали на 93%.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.