Государственно-конфессии отношения

 

Прaвoвыe aспeкты взaимoдeйствия гoсудaрствa и рeлигиoзныx oргaнизaций oбсудили тeмaтичeскиe дискуссиoнныe сeссии «гoсудaрствeннo-кoнфeссии oтнoшeний», в рaмкax VII Мeждунaрoднoй Выстaвки Юридичeский фoрум, сooбщaeт прeсс-службa Фoрумa.

В дискуссии приняли учaстиe рукoвoдитeль юридичeскoгo oтдeлa Мoскoвскoй Пaтриaрxии игумeнья Ксeния (Oксaнa Чeрнeгa); дoктoру юридичeскиx нaук, прoфeссoру, зaвeдующeму oтдeлoм всeрoссийскoгo гoсудaрствeннoгo унивeрситeтa юстиции (РПA министeрствa юстиции Рoссии , Вaдим Винoгрaдoв; пeрвый вицe-прeзидeнт кaспийскoгo Российской Федерации Дамир Мухетдинов; начальник юридического отдела Централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов, швейцарский, адвокат Оливер Чирич; профессор факультета государственного управления государственного университета Московский-им. М. В. Ломоновова Михаил Шахов. Модератор сессии, рассказал Председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.

Открывая дискуссию, модератор Сергей Гаврилов отметил, что такого рода обсуждение, впервые проведенном в рамках Форума, и для участия в сессии приглашены эксперты, которые редко выступают на публике – руководители юридических служб, религиозных конфессий, ученые международного уровня, участвуют в правовых отношениях конфессий и государства.

«Наш уникальный опыт россии настолько сложна и разнообразна, что трудно выделить отдельные фрагменты, которые взаимодействуют между собой. В этот день, я вспомнила нашу историю произошло два знаменательных события – день рождения императора Николая II, святого и День пионерии. Я должен сказать, что в сознании наших сограждан эти факторы являются довольно нужной. Мы считаем, что наша страна является светским, по сравнению с другими странами. Но эта практика, которыми руководствовался законодатель, чем 20 лет назад, радикально изменилась. Основные конфессии больше влияют не только члены, но и в государстве, в политике, законодательстве. Это источник правовой слабость или источник процветания? Наше законодательство является реагирующим на звонки – я хочу напомнить, что мы уже приняли ряд важных решений. Но мы все равно должны работать», — сказал модератор сессии.

Руководитель юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения, напомнил участникам дискуссии о терминах, которые регулируют отношения Церкви и государства, — статья 14 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных организаций». «Очень часто приходится слышать вопрос: если религиозные группы отделены от государства, что происходит, потому что предоставление государственной поддержки религии? Характерно, что основные формы поддержки должны регулироваться статьей 4 закона «О свободе совести»», — заявила игуменья Ксения.

Первый вице-президент каспийского Российской Федерации Дамир Мухетдинов обратил внимание участников дискуссии на то, что государство необходимо с вниманием относится к потребностям всех основных религий и модернизации законодательства. В противном случае, считает эксперт, общество могут ожидать негативные последствия. «Если с одной стороны мы, как правительство, говоря о необходимости ввести в школах основы религии, и, с другой стороны, мы говорим, что хиджаб никакого отношения к школе не имеет, получается раздвоение. Вы одной рукой даете, а другой-отказать. Иногда, говорят, что мусульмане-это только на периферии, но Москва-это крупнейшая европейская мусульманской столицы, которые живут до трех миллионов мусульман. Мусульмане не могут понять, почему они не могут построить мечеть в большой мегаполис. Расписание быстро меняется, и государство не может, в частности, для регулирования правовых отношений. Так что, мусульмане являются жертвами вербовки», — отметил Дамир Мухетдинов.

Профессор факультета государственного управления государственного университета Московский-им. М. В. Ломоновова Михаил Шахов отметил, что, по его мнению, одна из проблем взаимодействия государства и основных конфессий, является отсутствие четкого толкования понятия «светское государство», что закреплено в Конституции российской Федерации. «Принято считать, что это что-то конкретное и определенное, на самом деле, это не совсем ясно.

Позицию, согласно которой наша страна является светским государством, а именно, в статье 14 Конституции российской Федерации, появился в 1993 году, впервые в истории нашей страны. В мире очень мало стран, где закон содержит положение о светском государстве, только три в Европе, Турции, Франции и России. В других странах, таких норм нет», — подчеркнул эксперт. По словам Михаила Шахова, задача законодателей-это большая конкретизация правовой принцип светскости. Когда решение об отказе от Конституции, как лишенный точного юридического содержания, кажется, ученый-это практически невозможно по политическим причинам, а процесс причин. Среди положений, которые требуют уточнения, он назвал пункт 4 статьи 4 и пункт 3 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и религиозных организаций».

«Не дело доходит до, чтобы напасть на письма. Но то, что термин не определен – это проблема. Всегда неудовлетворенным социальной активности религия, которая призывает к этому, это идеологический молот для тех, кто не удовлетворен жизнью религиозного общества», — заключил Михаил Шахов.

Начальник отдела всероссийского государственного университета юстиции (РПА министерства юстиции России, Вадим Виноградов согласился с коллегой в том, что понятие «светское государство» — это размытие. Тем не менее, он отметил, что неопределенность норм, есть положительные стороны.

«Эта неопределенность позволяет избежать различных толкований, тем более, что норма статьи 14 не были представлены в интерпретации Конституционного суда. Неопределенность границ позволяет выполнять различные компромиссы, которые необходимы в нашем обществе. Принцип светскости и государственного департамента религиозных, должно быть истолковано в соответствии с принципом свободы совести. Что мы подразумеваем под термином разделения? Не инвестировать в то, что государство и религиозные группы не должны иметь ничего общего. Вы не можете говорить о том, что государство и Церковь не имеют никакого отношения или понять этот принцип, как враждебные. Мы должны говорить о взаимной автономии. Здесь ключевым моментом может быть положительный нейтралитет государства по отношению к религиозным, когда государство признает его важность», — отметил Вадим Виноградов.

Руководитель юридического отдела Централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов отметил необходимость совершенствования законодательства в области благотворительной деятельности, которые часто занимаются различные религиозные организации. «В состав нашей деноминации, и все другие, поставляется с огромным количеством общин. И оказание помощи является более эффективным с помощью таких структур. Мы уже предлагаем рассмотреть вопрос о налоговый вычет для жертвователей– как физических, так и юридических лиц», — сказал эксперт.

Подводя итоги сессии, модератор Сергей Гаврилов поблагодарил всех участников за высказанные мнения и сказал, что дискуссия была интересной и продуктивной.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.