Мaрия Шувaлoвa
anon_tae / Shutterstock.com
С 1 янвaря 2018 гoдa дoлжнa прeкрaтиться дeятeльнoсть Фoндa сoдeйствия рeфoрмирoвaнию ЖКX (дaлee – Фoнд), сoздaннoгo для прeдoстaвлeния рeгиoнaм и муниципaлитeтaм финaнсoвoй пoддeржки нa прoвeдeниe кaпитaльнoгo рeмoнтa мнoгoквaртирныx домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Впоследствии в перечень мероприятий, финансируемых Фондом, была включена модернизация систем коммунальной инфраструктуры.
Оценка реализованных с участием средств Фонда проектов показала эффективность существования такого механизма финансирования, отметили участники прошедшего вчера в Общественной палате РФ круглого стола, посвященного актуальным проблемам в сфере ЖКХ. Так, начиная с 2008 года было расселено более 15,4 млн кв. м аварийного жилья, новое жилье получили более 1 млн человек. В текущем году планируется расселить еще около 522 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда. Напомним, программа переселения граждан рассчитана в первую очередь на жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года. Расселение домов, признанных аварийными после указанной даты, возможно только в ряде случаев (гл. 6.3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Между тем количество жилья, признанного аварийным за последние пять лет, уже практически сравнялось с тем, которое было признано таковым до 1 января 2012 года, и что будет с ним после завершения проекта по переселению граждан, неизвестно, указала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.
Участники круглого стола обозначили меры, которые, по их мнению, позволят продлить эффект от реализации временных проектов в сфере ЖКХ. Среди них можно выделить следующие.
Продление срока деятельности Фонда или создание аналогичной структуры, оказывающей организационную и финансовую поддержку в сфере ЖКХ на постоянной основе. По экспертным оценкам, на модернизацию коммунальной инфраструктуры, необходимую для выполнения задачи по предоставлению потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг и обеспечения гражданам комфортных условий проживания, которая предусмотрена в том числе Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 года, потребуется от 7 до 14 трлн руб. Учитывая, что в настоящее время износ большинства коммунальных сетей составляет около 80%, а инвесторы неохотно вкладываются в сферу ЖКХ – для нормального функционирования коммунальным предприятиям требуется в 11 раз больше инвестиций, чем предоставлено им сейчас, – можно с уверенностью говорить о том, что модернизация отрасли невозможна без государственной поддержки, подчеркнула заместитель генерального директора Фонда Ольга Сердюк. Она сообщила, что свои предложения по созданию института развития ЖКХ Фонд уже направил в Минстрой России.
О том, какие последствия влечет неизвещение покупателя о том, что квартира расположена в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, при заключении договора купли-продажи, узнайте из материала «Изъятие аварийного жилья у собственников» Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Повышение энергоэффективности жилищного фонда. Применение современных энергоэффективных технологий, позволяющих сократить потребление энергоресурсов, в конечном итоге должно привести к уменьшению размера коммунальных платежей, отмечают эксперты. При этом энергоэффективным может быть как новый дом, так и тот, где соответствующие технологии внедрены при проведении капитального ремонта. В ряде регионов определенные меры по повышению энергоэффективности принимались еще до перехода на новую систему проведения капремонта, предусматривающую применение таких технологий. Так, реализуемые в рамках региональных и муниципальных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов работы по утеплению кровли и пола, замене окон, дверей и трубопроводов позволили добиться присвоению некоторым домам класса энергоэффективности С (повышенный), в связи с чем плата их жителей за ЖКУ сократилась на 34%, поделилась опытом председатель Общественного совета при Фонде капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области Ольга Аринцева. По подсчетам специалистов, комплексная реконструкция типового дома, построенного в 60-х годах, позволит сократить потери тепловой энергии более чем в два раза.
Распределение рисков между инвесторами и государством. Как уже указывалось выше, ЖКХ – далеко не самая инвестиционно привлекательная сфера. Однако унификация требований к инвестиционным проектам в коммунальном секторе и создание организации, которая в случае соблюдения инвестором этих требований гарантированно разделит с ним риски реализации проекта, отвечая собственным капиталом, сформированным за счет бюджетных средств, позволит изменить ситуацию, считает профессор национального исследовательского института «Высшая школа экономики» Сергей Сиваев. Он также подчеркнул, что инвесторы охотнее включаются в проекты, для которых предусмотрено прямое государственное финансирование.
В заключение эксперты подчеркнули, что немаловажную роль в обеспечении нормального функционирования коммунального комплекса играет уровень квалификации работников. Напомним, в 2015 году были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты: высшего образования по направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» (приказ Минобрнауки России от 3 декабря 2015 г. № 1403) и среднего профессионального образования по специальности «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» (приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2015 г. № 1444). Но для того чтобы профильное образование стало востребованным, необходимо сформировать государственное задание на подготовку кадров для предприятий отрасли, а также обеспечить участие профессионального сообщества в процессе подготовки кадров, в том числе путем выдачи целевых направлений на обучение, отметила директор Ростовского колледжа отраслевых технологий Татьяна Кудрявцева. При этом можно предусмотреть меры стимулирования работодателей к повышению квалификации работников, например путем уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль для оплачивающих обучение сотрудников работодателей вне зависимости от системы налогообложения.