Банкам могут разрешить не восстанавливать суммы резервов, не использованные до отзыва лицензии, в составе доходов на дату отзыва

Нaтaлья Ключeвскaя

Who is Danny /   Shutterstock.com

В Гoсдуму внeсeн зaкoнoпрoeкт1, нaпрaвлeнный нa зaщиту интeрeсoв нaлoгoплaтeльщикoв – крeдитныx oргaнизaций, у кoтoрыx отозвана лицензия на осуществление банковских операций и в отношении которых осуществляются ликвидационные процедуры. Инициатива подготовлена членами Совета Федерации Евгением Бушминым, Николаем Журавлевым и Мухарбием Ульбашевым.

Предлагается дополнить ст. 292 НК РФ новым пунктом, установив в нем, что суммы резервов, не использованные банком до отзыва (аннулирования) лицензии, не подлежат восстановлению в составе доходов на дату ее отзыва. Речь идет о резервах на возможные потери по ссудам, сформированных в соответствии ст. 292 НК РФ и не полностью использованных банком на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной.

При этом предусмотрено, что сумма сформированного до даты отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций резерва на возможные потери по ссудам фиксируется и используется после отзыва (аннулирования) лицензии в порядке, установленном Банком России.

Напомним, п. 3 ст. 292 НК РФ предусматривает право налогоплательщика переносить суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде, на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, на следующий отчетный (налоговый) период, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу.

Авторы инициативы отмечают, что в настоящее время на практике возникает неопределенность относительно возможности применения указанного права кредитными организациями, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций. Согласно буквальному толкованию норм НК РФ (абз. 12 ст. 11 и ст. 292 НК РФ), налогоплательщики с отозванной лицензией не могут использовать особенности налогообложения, установленные в отношении банков.

Может ли выявленная по результатам инвентаризации сумма резерва, не полностью использованная в отчетном периоде, быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период? Узнайте из «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ.

Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь, лишение несостоятельной кредитной организации права уменьшать налоговую базу на сумму резерва в результате отзыва лицензии дополнительно ухудшает ее финансовое положение за счет увеличения сумм текущего налога на прибыль. Причем это нарушает имущественные интересы не только самой организации, но и ее кредиторов по денежным обязательствам. Ожидается, что принятие предлагаемых поправок обеспечит защиту этих имущественных интересов.

В случае одобрения законопроекта он вступил в силу со дня официального опубликования. Однако положения предлагаемой новой нормы НК РФ будут распространяться на правоотношения, возникающие при определении налоговой базы, начиная с 1 января 2018 года.  

______________________________

1 С текстом законопроекта № 398002-7 «О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.