Вaлeрий Тимoшeнкo
AndreyPopov / Depositphotos.com
Зaкoн o ввeдeнии для aудитoрoв нoвoй oбязaннoсти принят в трeтьeм чтeнии. Сooтвeтствующиe пoпрaвки, пoслe подписания документа Президентом РФ, будут внесены в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2008 год № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ). Как отмечается на сайте Госдумы, закон направлен на приведение российского законодательства, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией № 23 Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Так, ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ будет дополнена п. 2.1, предусматривающим обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Отметим, что аналогичная обязанность предусмотрена в настоящее время для адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (п. 2 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ).
Каковы риски заключения договора на оказание аудиторских услуг без решения уполномоченного органа об утверждении конкретного аудитора, узнайте из материала «Аудитор АО» в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Одновременно, новый подп. 3.2, устанавливающий аналогичную обязанность, появится в ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, в которой закреплены права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. При этом в подп. 3.1 ч. 2 указанной статьи будет сделана оговорка о том, что аудитор не вправе ставить в известность учредителей клиентов о выявленных признаках отмывания денег1.
Кроме того, для получения перечня организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма ИП – страховым брокерам, ИП, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и ИП, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и некоторым другим лицам предоставят доступ в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Соответствующее дополнение будет внесено в ст. 3 Закона № 115-ФЗ.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 134557-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», подготовленного к третьему чтению, можно ознакомиться на сайте Госдумы.