Диджитaлизaцию финaнсoвыx тexнoлoгий oбсудили экспeрты в чeтвeрг нa прoфильнoй сeссии в рaмкax VIII Пeтeрбургскoгo Мeждунaрoднoгo Юридичeскoгo Фoрумa.
Мoдeрaтoрoм дискуссиивыступил дирeктoр Юридичeскoгo дeпaртaмeнтa Бaнкa Рoссии Алексей Гузнов. На сессии выступили заместитель директора Департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин, вице-президент Ассоциации банков «Россия» Анатолий Козлачков, старший советник по правовым вопросам Центра развития фондового рынка Татьяна Медведева, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Яна Пурескина, советник генерального директора по стратегии Ассоциации финансовых технологий Сергей Радченков, а также первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов и председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова.
Сессия открылась тезисом о том, что у регуляторов все еще сдержанное отношение к вопросам распределенных реестров и других инновационных подходов. Говоря об этом, модератор Алексей Гузнов отметил, что мобильные технологии активно тестируются и в ближайшее время будут запущены на базе Банка России.
«Развиваются искусственный интеллект, роботизация, биометрия. Все мы ждем от технологий, чтобы нам как потребителям было легче обращаться с финансовыми институтами 24 часа, 7 дней в неделю и 365 дней в году. И мы можем построить работу с финансовыми институтами на базе умного управления финансами. При этом мы как личности не будем раскрыты всему миру и злоумышленникам, а будет обеспечен спектр защиты персональных данных. От технологий мы ждем облегчения, а не ухудшения качества жизни», – заявил Гузнов.
С тем, что необходимо разумное внедрение инноваций IT в банковский сектор, согласился первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. Так, по словам спикера, ситуация сравнима с исчезновением таблиц Брадиса с началом эпохи калькуляторов. То же ждет и финтех – там, где внедрение логично, оно должно быть. Швецов развил свою мысль дальше: к взаимодействиям b2b и b2c прибавился контакт «машина-машина». Он также пояснил, что вытеснение человека-аналитика из банковского сектора будет сопровождаться вытеснением потребителя из финансовых услуг. При этом юридический аспект взаимодействия никуда не девается.
«Хотя человек откажется от активного участия в финансовых операциях, мы не можем запретить ему это делать. Через большие данные о гражданах искусственный интеллект лучше понимает их, чем они понимают сами себя. Алгоритм улавливает их действия и составляет возможный профиль. И тут возникает проблема, аналогичная проблеме регулирования беспилотных автомобилей. Например, если останутся автомобили с водителями на фоне беспилотных автомобилей, и их смешение создаст правовой конфликт. Ведь если человек вмешается в стратегию робота, возникнут сложные ситуации», – уверен Швецов.
По словам Швецова, влияние новых технологий на финтех приведет к нескольким последствиям. Это, во-первых, дезинтермедиация – смена посредников. Она возможна из-за смены охвата данных: человек не может анализировать сразу много, тогда как робот может работать с огромными объемами информации. Во-вторых, человек как канал дистрибуции банковских услуг постепенно уйдет в прошлое. Итогом этого станет изменение банковского рынка: неограниченное предложение приведет к неограниченной конкуренции. Стандартизация вырастет в кастомизацию – игрокам выгоднее будет искать покупателей там, где предложения много. Это изменит экономику и использование времени человеком с точки зрения ценностей пирамиды Маслоу, заключил эксперт.
О том, как на государственном уровне идет апробация новых финансовых технологий, рассказал замдиректора Департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин. В апреле регулятор открыл площадку для тестирования и внедрения идей из IT-сектора под названием «Регулятивная песочница». По словам Зимина, этот маленький шаг позволит начать с того, что не принесет много рисков рынку, но поможет компаниям провести тест-драйв своих идей. Схема работы песочницы следующая: через сайт Банка России подается заявка, затем идут оценка, подписание соглашения, тестирование технологии, пилотирование, определение целесообразности и внедрение на рынке.
«Тестирование занимает несколько дней. Если технология перспективна и успешна, то формируется план мероприятий по внедрению технологий и изменение регулирования. Интересно, что наши ведомства и организации не всегда понимают, чего хотят, не знают, какими должны быть ключевые показатели и эффекты внедрения таких технологий», – отметил Зимин.
Эксперт добавил, что заявки уже подаются на сайт. Многие из них основаны на блокчейне с новыми механизмами по токенизации и учету. Их оценивают два экспертных совета. В одном представлены участники финансового рынка: профильные ассоциации, а также Сколково как ключевой игрок в сфере поддержки инноваций. Во втором совете –межведомственные специалисты от российского парламента, крупных ведомств и Правительства РФ.