Info241.com
К этим стaтистичeским дaнным, oзвучeнным вo врeмя прoxoдившeй в Либрeвилe1 кoнфeрeнции в «Aфрикaнский дeнь прeдвaритeльнoгo зaключeния», прикoвaнo oсoбoe внимaниe. Кoнфeрeнция былa oргaнизoвaнa Национальной комиссией Габона по правам человека (НКПЧ-Г).
Эксперты утверждают, что использование в стране предварительного заключения стало практически автоматическим. К примеру, в центральной тюрьме Либревиля почти 80% заключенных составляют лица, находящиеся под подозрением в совершении преступлений (в среднем в Африке досудебное содержание под стражей составляет 34,7%). Такое положение в Габоне вообще ставит под сомнение понятие презумпции невиновности.
Судьи в Габоне довольно редко обращают внимание на само понятие презумпции невиновности, предпочитая отправлять в тюрьмы лиц, подозреваемых в совершении преступления или криминального проступка, где они и находятся в ожидании судебного процесса. Сложившаяся ситуация послужила причиной проведения этой конференции, во время которой Национальная комиссия по правам человека заявила о своей тревоге по поводу применения такой судебной практики. Как указывают эксперты, основания заключения под стражу расплывчато и нечетко изложены в национальном законодательстве.
«Автоматическая» практика
Выступавшие на заседаниях конференции участники указывали, что практика предварительного заключения под стражу, используемая следственными судьями, стала в Габоне практически «автоматической». И это несмотря на то, что согласно статье 115 Уголовно-процессуального кодекса, заключение под стражу является исключительной мерой. Но эта «исключительность» для судей стала «автоматической».
Длительность предварительного заключения в Габоне регулируется законом. Она не может превышать 24 месяца за совершение преступлений или 18 месяцев за совершение криминальных проступков. Однако, по мнению экспертов, в числе которых имеются представители правоохранительных органов и судебной системы, члены НКПЧ-Г, на практике эти сроки практически никогда не соблюдаются. Арестованные в ожидании судебного процесса иногда проводят в заключении по несколько лет.
Правовой вакуум
По мнению Мари-Анн Мбога, члена НКПЧ-Г, председательствовавшей на конференции, такая плачевная ситуация проистекает из-за правового вакуума, когда следственный судья передает дело заключенного в суд или в прокуратуру для назначения даты начала слушаний и самим началом процесса.
– Именно этот период никак не отрегулирован в законодательстве. Дата начала процесса может быть назначена когда угодно, и все это время человек находится в тюрьме. Этот срок может составить всего лишь день, а может и 10 лет! И даже если подсудимый ходатайствует об изменении ему меры пресечения на залог, то все равно возникает проблема, поскольку Уголовно-процессуальный кодекс не регламентирует, какой именно орган (суд, прокуратура или следственный судья) должен заниматься разрешением такого ходатайства, – отмечает Мари-Анн Мбога.
Чтобы исправить такую ситуацию, необходимо принять решение о том, что «законодательная власть должна внести изменения в УПК, чтобы заполнить этот вакуум. Законодатели должны также более четко указать сроки, в течение которых должен начаться судебный процесс», предлагает г-жа Мбога. Власти также должны положить конец практике автоматического заключения под стражу, которая «позорит наше правосудие», отметила Мари-Анн Мбога.
А как в других странах континента?
В Африке лица, находящиеся в предварительном заключении, в среднем составляют 34,7% от общего числа заключенных. В ряде стран африканского континента с целью сокращения прямых и косвенных расходов государства, общества и лиц, а также, чтобы избежать нарушений прав человека, вытекающих из переполненности пенитенциарных учреждений, идут по пути сокращения использования предварительного заключения в качестве меры пресечения.
Следует отметить, «Африканский день предварительного заключения» был учрежден Сетью национальных африканских учреждений по правам человека в Декларации, принятой в Яунде2 23 октября 2015 года по результатам десятой конференции «Запрещение и предотвращение пыток: успехи, проблемы, возможности и роль национальных комиссий по правам человека».
Декларация, принятая в Яунде, рекомендует «способствовать сокращению чрезмерного применения содержания под стражей, в том числе путем содействия правовой реформе и уголовной политике», в большей степени использовать «альтернативные заключению меры пресечения», «оказание юридической помощи», организации работы «дежурных адвокатов в полицейских участках» и «постоянной оценке использования превентивного заключения».
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: в центральной тюрьме Либревиля.
1 Либревиль, столица Габона. Население около 1 млн человек.
2 Яунде – столица Камеруна.