Нa зaсeдaнии круглoгo стoлa в ИД «Кoммeрсaнтъ» чинoвники, прeдстaвитeли oбщeствeнныx oргaнизaций и юридичeскoгo сooбщeствa oбсудили xoд судeбнoй реформы. У специалистов, представляющих различные лагеря, есть лишь одна бесспорная точка соприкосновения: желание повысить качество российского правосудия, а также убедить общество в том, что судебная власть заслуживает полного доверия бизнеса.
Говоря о развитии бизнес-законодательства, экс-заместитель председателя Конституционного Суда РФ Тамара Морщакова отметила, что, когда преследование бизнеса происходит не в системе арбитражных судов, рассматривающих хозяйственные споры, а в рамках уголовного судопроизводства в других судах, предприниматель в России чувствовать себя в безопасности не может.
В этой связи Совет по правам человека предложил предоставить право региональным омбудсменам и уполномоченным по правам предпринимателей обращаться в высшие судебные инстанции, а не только Уполномоченному по правам человека РФ. Также омбудсмену предлагается дать возможность обращаться в высшую судебную инстанцию в интересах неограниченного круга лиц.
Минюст аккумулирует предложения об изменении концепции платных юридических услуг, опубликованной в октябре 2017 года. Министерство заинтересовано в развитии рынка платных юридических услуг на базе уже существующего института адвокатуры, потому что в адвокатуре уже состоялась система контроля и повышения качества услуг, существуют кодекс этики и критерии лишения статуса . То есть адвокатура, по словам заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака, это не только «входной билет» в профессию, но и контроль дальнейшей деятельности.
Кроме того, существующая система юридических советников (как, например, в Польше) не привела к улучшению качества юруслуг, а просто создала параллельную структуру платных юристов.
На 2 ноября в Минюсте намечено совещание с участием ФНС и фирм, специализирующихся в сфере налогового права, где будут подняты вопросы, связанные с будущим налогообложением адвокатуры и новых форм адвокатских образований.
Согласно плану реализации концепции платных юридических услуг, к концу 2018 года должен быть принят закон , где организационно-правовые формы из ГК будут адаптированы под адвокатскую деятельность , то есть созданы ООО и АО. Иначе многие из работающих юристов в сфере платных юридических услуг никогда не примут те орг.формы, которые существуют в адвокатуре сегодня (коллегия, бюро, кабинет, юридическая консультация). Они просто неудобны для многих.
На втором этапе законодательная база по вхождению в профессию адвоката будет упрощена для лиц, имеющих стаж свыше 5 лет в консалтинге (ИП или в фирмах, оказывающих юруслуги). Они получат адвокатский статус без экзаменов, сдав только электронный тест на знание закона об адвокатуре. Остальные будут сдавать экзамен на общих основаниях.
До 2023 года все законодательство должно быть приведено в соответствие с концепцией. Лишь после этого станет возможным введение адвокатской монополии на представительство в судах, которой так боятся сегодня частнопрактикующие юристы.
Что касается проекта закона Павла Крашенинникова о представительстве в судах, то он, по мнению Минюста, не соответствует концепции, предлагая параллельную структуру (очевидно, в виде Ассоциации юристов России), контролирующую деятельность частнопрактикующих юристов, но не содержит четкой системы контроля за их деятельностью. Вместе с тем Минюст предлагает использовать Ассоциацию юристов России для аккредитации ВУЗов прежде всего для получения российского высшего юридического образования иностранными адвокатами.