Пoлнoмoчия зaщитникa и прeдстaвитeля в aдминистрaтивнoм судoпрoизвoдствe дoлжны быть прaктичeски тaкими жe, кaк в угoлoвнoм. Такое мнение высказал исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА РФ) Андрей Сучков в своем блоге на страницах «Новой адвокатской газеты».
По мнению Андрея Сучкова, процессуальные вопросы по делам об административных правонарушениях становятся все более актуальными. Во-первых, имеющиеся санкции в ряде статей КоАП РФ – более строгие, чем меры ответственности по многим уголовным деликтам. Во-вторых, с ростом общественной активности граждан отдельные эксцессы при ее реализации запускают механизм привлечения к административной ответственности, зачастую связанный с ограничением прав и свобод граждан.
В этой связи крайне важным и своевременным является развитие состязательности процесса по делам об административных правонарушениях, в том числе посредством надлежащего нормативного закрепления прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В этом контексте не менее важно закрепить в законодательстве и полномочия защитников и представителей таких лиц.
Совсем неплохо, что в КоАП РФ предлагается конкретизировать возможность участия и полномочия защитника, чтобы исключить злоупотребления правоприменителей, на которые указано в пояснительной записке к законопроекту. В то же время, исходя из изложенных выше доводов, я полагал бы нелишним нормативно закрепить в КоАП РФ право гражданина на помощь адвоката вне зависимости от приобретения или формального закрепления гражданином статуса лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, т.е. не дожидаясь его доставления, административного задержания или вынесения постановления о возбуждении дела.
Ввиду необходимости обеспечения качества оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вряд ли будет уместным допускать в качестве защитника в данной процедуре лиц, не обладающих статусом адвоката. Иное лицо, помимо адвоката, может быть лишь представителем потерпевшего. Да и к этой категории участников процесса вполне возможно законодательно предъявлять требование о наличии высшего юридического образования.
О праве задержанного на телефонный звонок следует сказать более категорично: эта возможность коммуникации должна быть предоставлена ему незамедлительно, но не позднее трех часов с момента задержания. В противном случае задержанный рискует получить возможность реализовать данное право лишь к окончанию трехчасового срока.
Член СПЧ, советник ФПА РФ Юрий Костанов и адвокат АП г. Москвы Мария Серновец разработали поправки в ряд статей КоАП РФ (законопроект имеется в распоряжении редакции «АГ») касающиеся права на защиту подозреваемого или обвиняемого в административном правонарушении с момента его доставления и задержания.