В июне 2016 года национальный банк Украины объявил о запуске в опытную эксплуатацию система BankID, с которой клиенты украинских банков могут получить государственные услуги дистанционно. Для этого вам будет достаточно, чтобы пройти проверку, введя имя пользователя и пароль интернет-банкинга банков, из которых госорган и получить необходимые паспортные данные, идентификационный номер и т. д. Идея давно лежала на поверхности. Банковские услуги в Украине охвачена большая часть взрослого трудоспособного населения. Данные о каждом клиенте банка, собранные в стадии заключения договора. Если автоматизировать процесс передачи персональных данных клиентов, банков, государственных учреждений, посещений граждан непосредственно в существующие чиновников можно сократить до минимума.
Предлагая такое решение, нацбанк не стал пионером, ни в глобальном контексте, ни в Украине. Система удаленной идентификации с помощью BankID в некоторых странах существует уже около 10-15 лет. А в Украине проект BankID 2015 году первым начал развиваться Приватбанк для портал государственных услуг iGov.org.ua. Дело выяснило, почему НАЦИОНАЛЬНЫЙ банк должен изобретать BankID и что из этого может выйти.
Частный детектив
В Приватбанк заявление НАЦИОНАЛЬНОГО банка не оставили без внимания. ИТ-директор этого крупнейшего в Украине финучреждения, руководитель проекта iGov.org.ua Дмитрий Дубилет разразился о том, эмоциональными поста в Facebook, который сделал большой резонанс в СРЕДСТВАХ массовой информации. ИТ-директор Частного напомнил, как в сотрудничестве с УБКИ уже запустила пилотный BankID, на базе которого выполняются сотни услуги на iGov, на веб-сайте Министерства юстиции, Администрации президента и других.
Далее сообщение приобрело оттенок заговора. «Сотрудники Ощадбанка провернули блестящую операцию, пишет Дубилет-младший. — Во-первых, они объявили, что они подключаются к нашей системе и отправить нам делегацию, в котором мы показали все нюансы системы. А затем Ощад вдруг объявил, что будет запускать альтернативный BankID, мало ли, не заявив при этом именно наши куски кода. И вот теперь нацбанк объявляет, что будет на базе системы Ощада работает централизованная система». Затем ИТ-директором Частного подчеркнул, что BankID, который работает в нацбанке, уже в значительной степени морально устарели, как и государственные учреждения в силу объективных причин, всегда отстает от частного сектора. Дополнительный комментарий о ситуации в BankID в Приватбанке по запросу » не дали.
Версия Ощадбанка значительно отличается от описанных Дубилетом. «В апреле 2015 года Ощадбанк получил от Личный вызов, чтобы присоединиться к своему решению BankID — сказал в этом госучреждении. — Ощадбанк ознакомился с документацией, самим сервисом, говорил об идее вступления в профессиональный круг с коллегами на рынке и отказалась от сотрудничества с Приватбанком из-за риска утечки персональных данных клиентов».
Плата за использование «кусков кода» Частные представители Ощадбанка категорически отрицают. С их слов, в июне 2015 года. года в финучреждении решили провести свой BankID на базе с открытым исходным кодом протокол OAuth2. Это свободное программное обеспечение, в частности, используется для идентификации пользователей в различных интернет-услуг — например, в LinkedIn с помощью учетной записи Facebook и т. п., То тот же Ощадбанк провел предварительные переговоры с представителями ведущих банков, которые подтвердили готовность к сотрудничеству для совместного использования услуги. Непосредственно разработка поручил украинской компании UNITY BARS, которая имеет 25-летний опыт создания программного обеспечения для банков. В UNITY BARS от комментариев относительно этого заказа отказался, ссылаясь на то, что система BankID уже переданы в НБУ для реализации пилотного диск.
Действительно, в руках нацбанка оказалась именно система, созданная по заказу Ощадбанка. «В интересах граждан Украины эта услуга должна быть централизованной и быть под контролем организации, которой доверяют все участники рынка. Следовательно, его развития мы передали в НБУ, что исключает возможность сбора и обработки данных клиентов украинских банков, частными структурами с недобросовестными намерениями», — прокомментировал в Ощадбанке мотивы своего создания регулятора. Нацбанк, в свою очередь, заявил, что взял под свое крыло проект BankID в соответствии с пожеланиями участников рынка.
В НБУ считают, что концентрация в руках одного банка может привести к риску использования таких услуг при предоставлении госуслуг.
Опрошенные » представители банковского рынка в целом разделяют на регулятор. «Создание такой услуги — государственная задача, и она не может быть монополии на уровне одного участника банковского рынка, даже если это мощный и технологичного — говорит председатель правления UniCredit Bank Тамара Савощенко. — В этом случае децентрализованное использование услуг на уровне различных банков приведет к хаосу в процессе идентификации, как и каждый банк будет строить свою систему и установить свои собственные стандарты идентификации с различными средствами для защиты данных. В этом случае будет невозможно создать стандартизированную и эффективную модель взаимодействия с госорганами поставщиков админуслуг».
Как это работает
Как говорилось в Ощадбанке, как технологии BankID (Частные и НБУ) имеют схожий принцип работы. «Портал iGov (где применяется BankID Частные — модуль.) не государство, а частные. Нацбанк свое решение интегрируется с единым порталом госуслуг из министерства Экономики poslugy.gov.ua. Сосуществование двух платформ не проблема — каждый человек может выбрать, где ему будет более комфортно, быстрее и, главное, безопаснее работать», — комментируют ситуацию в пресс-службе Ощада.
Первые клиенты BankID от Ощадбанка-НАЦИОНАЛЬНЫЙ банк в августе и сентябре 2015 года стали Львовский городской совет, Министерство юстиции и Портал петиции Президента. Тем не менее, многие госуслуги на местном уровне обеспечивают через iGov. Наиболее широкий спектр услуг доступен жителям Реки, где расположен главный офис Приватбанка. «Мы пилотировали BankID Львовский портал электронных услуг уже в июне 2015 года с Приватбанк, вскоре вступил в Ощадбанк. Сегодня BankID Частные и BankID НАЦИОНАЛЬНОГО банка (за которым стоит, Ощадбанк) уже есть на многих сайтах госорганов», — говорит о сосуществовании двух систем, глава Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA), директор по технологиям в Львовском горсовете Яника Мера.
На обеих операционных систем, в то время как подключен только несколько банков. На iGov с помощью BankID Приватбанка могут пройти проверку клиенты Приватбанка, А-банка, Пумб, банка «Пивденный» и «Конкорд». Доступ к службе нацбанка, в настоящее время подключен только ПУМБ и Ощадбанк. Но, как утверждают, регулятор, ряд банков находится в процессе — они уже отправили письмо, подтверждают желание подключиться к услуге, а нацбанк дал им необходимые данные. В частности, UniCredit Bank, по словам Тамары Савощенко, уже завершен комплекс подготовительных работ и в ближайшем будущем подключится к BankID НАЦИОНАЛЬНОГО банка.
Банки, которые готовы последовать этому примеру, нужно написать заявление о желании вступить в пилот на имя зампреда национального Банка. Далее автоматическая система банка, вам необходимо настроить на обмен данными с BankID, после чего проходит через подключение и тестирование. Процесс занимает до двух недель. Как убедить в НБУ, участники рынка имеют равные возможности при использовании системы, и личные данные клиентов не будут сохранены для последующего использования в коммерческих целях. Кроме того, данные не будут доступны НАЦИОНАЛЬНЫЙ банк — центральный банк, как поставщик услуг будет только обеспечить связь поставщиков админуслуг и банков.
Глобальной точки зрения
Развитие BankID в Украине находится еще в начале пути. Возможности технологии реализовались по максимуму, необходимо один год работы. Несмотря на то, что теперь популяризаторы BankID делают акцент на простоту доступа к госуслугам, изменения будут влиять не только административный сектор. «Введение BankID будет в течение 3-4 лет изменить архитектуру оказания услуг госсектору, так и всех торгово-сервисных и финансовых компаний . Это позволит предоставлять услуги удаленно, без посещения клиентами офисов компании», — рассуждает о новых перспективах руководитель проектов развития транзакционного бизнеса ПУМБ Иван Макаренко.
«В среднесрочной перспективе, с созданием условий со стороны государства, можно будет говорить о удаленной идентификации для заключения договоров с предприятиями на оказание услуг. Например, станет возможным дистанционное подачи заявок и заключения договоров на подключение к сети интернет, услуги охраны квартиры, обслуживание домофона и т. п. Основная идея — заменить поход в офис обслуживания с паспортом и идентификационным кодом для дистанционной передачи этих персональных данных», продолжает технический директор компании Skywell (разработчик системы интернет-банкинга), Дмитрий Кузьмин.
Для банка является развитие BankID, прежде всего, интересно целью облегчения привлечения новых клиентов, а не для облегчения предоставления госуслуг. «Банки давно ждали возможности, чтобы облегчить процесс установления первого контакта с клиентом. Право доступа к BankID банк будет открывать новый счет клиента, с его подтверждается идентификационную информацию от других банков, в электронном виде», — объясняет исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова. Напомним, сегодня на открытие счета или получение любых других услуг в новом для себя банке клиенту необходимо в рабочее время идти в офис с пакетом документов и потратить минимум час времени на заполнение анкет с множеством вопросов. Когда для перехода в новый банк будет достаточно ввести логин и пароль от интернет-банкинга, пользователи финуслуг будут мигрировать между различными банками, где чаще.
В связи с появлением BankID конкуренции между финансовыми институтами обострится, а качество их работы на уровне, будет расти.
Однако, по мнению Ивана Макаренко от ПУМБ, финсектор переживает изменения, и не менее важно, как и изменения в правила стать достаточно долгий процесс. «Для таких приложений система BankID необходимо обеспечить защиту данных и соответствие высоким требованиям безопасности. А на это, по мнению Комитета НАБУ по банковской инфраструктуры и платежных систем, еще предстоит работать и работать», — заключает Елена Коробкова.
Заполнить этот пробел
Опрошенные эксперты отмечают — успешное развитие новых технологий в значительной степени зависит от того, насколько быстро и качественно будут подготовлены регуляторное поле. Первые шаги в этом направлении уже являются национальный банк разработал проект положения о BankID, которая доступна на веб-сайте нацбанка. В ближайшем будущем этот документ регулятор планирует обсудить с НАБУ и принять во внимание замечания оператора рынка.
Желание у финансистов много. «Необходимо внести изменения в нормативные документы национального Банка, для придания официального статуса BankID и разработать положения НАЦИОНАЛЬНОГО банка о правилах обмена информацией между нбу и банков-членов. Вы, возможно, придется корректировать закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП), что BankID уравнять в правах с ЭЦП», — дают рекомендации в Ощадбанке. А по словам Елены Коробковой, чем НАБУ, для полноценного использования BankID должны быть изменены законы, регулирующие систему финансового контроля. «Очень важно, что закон 4685 (pro e доверия услуги — Ред.), который узаконит BankID на государственном уровне, — продолжает Яника Мера. Без того, мы очень ограничены в предоставлении услуг, а также BankID, пока не обеспечивает достаточной идентификации, как того требует закон. То есть, через BankID могут войти в электронную очередь, но не могу идентифицироваться для представления юридически значимых документов». Как она отмечает, после перезагрузки правительства, этот законопроект, который в Работе уже в августе 2015 года. года, вернулся Минюсту из-за того, что в течение 6 месяцев он пришел даже до первого чтения. Позже премьер-министр Владимир Гройсман вернул его на рассмотрение.
Учитывая объем работ и медлительность законодателей, вряд ли развитие BankID будет быстрой. «Bank ID будет использоваться для идентификации пользователей при получении госуслуг, потому что это не нужно тратить значительные изменения в законодательстве. В краткосрочной перспективе, мы можем говорить только об этой возможности, и это в ограниченном объеме. Более широкий список услуг потребует значительных усилий на их стандартизации со стороны госорганов, и это довольно трудно и долго», — заключает Тамара Савощенко.
дело.ua
10:36 | 28 Июля 2016 года